Высокая башня. Ни входа, ни выхода. Обволакивающая темнота, едва
различимы контуры предметов. Затхлый воздух. Уходящая в черноту лестница
нависает над головой каким-то ирреальным чудищем. Гулко раздаются во тьме шаги
по старым заржавленным ступеням лестницы. От долгого восхождения наверх сводит
ноги. Но вот где-то наверху появился заглушённый толщей тьмы лучик света.
Стремление достичь этого света, стремление выбраться из мрака притупляет
усталость.
Залитая солнечным светом терраса на самом верху башни. Вокруг
башни простирается голая, бесплодная равнина, в отдалении блестит узенькая
полоска моря, притягивающая к себе уставший разум. Но до земли - километры
пустого пространства, и в свете умирающего дня возникает щемящее чувство
безнадёжности и бессилия от осознания невозможности вырваться отсюда.
22.12.2002
Жизнь в тумане
Он стоял на ветру у дороги. Туман застилал город. Туман опутывал
его, проникая в глаза, уши, нос, добираясь до лёгких. Туманные силуэты домов...
Из тумана, рассекая его светом фар, выезжали автомобили, размытые контуры
которых напоминали судьбу человека, если бы её изобразили на бумаге. А он всё
стоял. Мимо него с протяжным низким гулом проносились автомобили, появляясь из
ниоткуда и возвращаясь в никуда.
А он продолжал стоять. Неясные звуки вокруг него складывались в
музыку, музыку, похожую на саму жизнь.
И он стоял и слушал эту печальную музыку жизни, и некому было
сказать ему, что не стало ни его, ни человечества, ни жизни, что в ужасной
ядерной вспышке погибла планета Земля.
Он всё слушал таинственную музыку, и его сознание продолжало
существовать в невидимой субстанции, оставшейся от земли, по инерции двигавшейся
в глубины космоса, и его сознание продолжало видеть свой последний бесконечный
кошмар.
31.10.2000
Степь
Космический корабль при приземлении провалился в мягкий грунт.
Покинув его, космонавты, покашли?вая, вышли в степь.
А ей, похоже, до них не было никакого дела. Она жила собственной
жизнью. Степь колыхалась, как океан, в густом мареве, пробиваемом лучами
тусклого солнца.
Как завороженные, смотрели космонавты на степь, пока она не
поглотила их, превратив в одну из волн.
19.07.1999
Ирреальность
Темнота вокруг не устаёт бороться с рассекающими её вспышками
молнии, источник которых невозможно уловить взглядом; такое впечатление, будто
они появляются отовсюду: из земли, с неба, из воздуха. Неестественные звуки
летают в пространстве, сталкиваясь, разлетаясь и обволакивая своей сущностью всё
окружающее, притупляя восприятие действительности. Мимо движутся неясные тёмные
силуэты, появляясь из ниоткуда и в никуда возвращаясь и исчезая в безвестности.
Все мысли и чувства прячутся где-то в глубине сознания, сужая рамки восприятия,
запирая его в границах телесной оболочки, не пуская его наружу. И окружающие эту
оболочку ирреальные картины и явления, словно суть чужого мира, непонятного и
пугающего. Но ничто, даже пронизывающий ветер, не в силах вызволить сознание из
его тесной клетки и пробудить логику. И по сравнению с загнанным в угол разумом
окружающая и стремящаяся его поглотить ирреальность беспредельна...
20.11.2003
Лес
Ночь. Тёмный лес, бывший таким светлым и приветливым днём,
сейчас навевает страх. Неведомыми хищниками скалятся сплетения ветвей, громко
раздаётся треск сухого вереска при ходьбе. Гулко ухает сова, и, угрожающе
свистя, ветер качает верхушки деревьев.
Страх. Страх поселяется в душу, вытесняя разум, и гонит, гонит
прочь из этого ужасного леса.
08.01.2002
Сумеречный день
То, что пробивалось сквозь густо-серую плотную пелену облаков,
своей непроницаемостью подобной воде в глубине колодца, вряд ли можно было
назвать солнечным светом. Дневной свет был настолько тускл, насколько мелки были
брызги измороси, окутавшей город, и казалось, что для того, чтобы просочиться
сквозь мелкое сито облачности, каждому крохотному лучику света приходилось
толкать перед собой дождевую пылинку. Утро не наступило, и до самой ночи день
утопал в сумерках, как утопал он в измороси, наполнявшей воздух, но никак не
желавшей осесть на землю. От дождя невозможно было укрыться - казалось, что даже
сквозь окна влага проникает в комнату... День был мрачен, тускл и сер.
28.01.2005
Дождь
Шёл дождь... Капли барабанили по крыше, застывали бусинками на
стекле и скатывались по нему, оставляя за собой мокрый след. Дождь шёл, выбивая
в земле маленькие ямки, тут же заполнявшиеся водой. Капли падали на листья
деревьев, извлекая каждая свою ноту, и от дубравы летела шелестящая мелодия
симфонии - симфонии дождя. В воздухе чувствовалась атмосфера спокойствия и тихой
грусти. А симфония дождя продолжала звучать. Казалось, время прекратило свой
бег, вслушиваясь в эту тихую мелодию. Пройдут годы, на смену человеку придёт
более совершенное существо, но всё так же будет идти дождь, даря свою музыку
всему живому на планете Земля.
7.04.2000
Славянский закат
Солнце начало медленно скатываться за кромку леса, расцвечивая
облака на небе своими лучами, рисуя завораживающие картины - невероятные
абстракции, в которых каждому чудится что-то своё, выливало последние за день
потоки света на деревья, которые тянулись к этим лучам всеми своими листочками,
стараясь вобрать в себя как можно больше последнего тепла жаркого летнего дня;
эти лучи уже не палящие - они обволакивают деревья ласковым теплом; воздух
посвежел, и дышится свободно; все звуки утихают, они теряют даже малейшую
резкость и входят в абсолютную гармонию с природой и самими собой - вся природа
умиротворяется и готовится ко сну.
26.04.2003
Пламя
Трещит костёр, освещая лесную поляну и грея усталых путников.
Кто эти путешественники, идущие через лес, где на километры вокруг нет ни одной
живой души?
Играют языки пламени. Они лижут сухой хворост и взметаются вверх
в безмолвном танце. Они - таинственный бездонный колодец света посреди мрака.
Кому дано постичь пламя, его чувства и предназначение, достичь дна колодца?
И можно бесконечно наблюдать за загадочностью танцующих огней.
05.01.2002
Мёртвый лес
Сворачиваешь с тропинки в сторону, и обычная реальность словно
исчезает. Весёлый птичий щебет, яркие сочные краски летнего леса, особый,
непередаваемый лесной запах - всё поглощается каким-то неведомым вакуумом на
границе света и тени. Свет - живой лес, яркий и солнечный, тень - лес мёртвый. И
разделяет эти два леса лишь тропинка.
То, что лес мёртв и мёртв уже давно, видно с первого взгляда.
Стройными рядами безмолвных стражей стоят тёмные ели с серой, засохшей хвоей. На
ветвях растянуты обширные паутины, в центре которых сидят их хозяева - пауки,
большие - издалека отчётливо виден светлый крест на сером брюшке. Паутина
необычайно липкая - собьёшь такую случайно лицом и придётся долго счищать с себя
тонкие нити. В воздухе не слышно ни звука, шаги утопают в толстом мягком ковре
тёмной старой хвои, сквозь который не пробивается ни единой травинки, и лишь
бледно-фиолетовые поганки с трудом поднимают свои наполненные ядом головы на
дистрофической ножке. Воздух в этом лесу затхл и душен.
Чем дальше углубляешься в этот лес, оставляя свет и зелень
позади, чем больше мрак заволакивает зрение, чем больше одинаковых тёмных
безмолвных стражей обступают тебя со всех сторон, тем слабее становится чувство
реальности, и страх, неведомый и беспричинный, сковывает ледяной рукой сердце, и
жутко становится на душе, и она рождает безмолвный протяжный крик, вынуждающий
повернуть назад, идти обратно как можно скорее, стараясь не сорваться на бег, и
бежать, бежать из этого мёртвого леса, бежать к свету и теплу.
28.01.2005
Автобус
К стеклу прильнув лицом, как скорбный страж,
А подо мной внизу ночное небо,
А на мою ладонь легли равнины
В недвижности двойного горизонта.
Поль Элюар.
Последний автобус ехал по пустынной дороге. Была глубокая ночь.
Он сидел у окна в почти пустом салоне и смотрел на оранжевые огни, монотонно
возникавшие из черноты и пропадавшие. Слегка дребезжал на неровностях дороги
старый автобус. Шуршали по мокрому от недавнего дождя асфальту шины.
Вдруг все звуки автобуса смолкли, вереница огней за окном и
темнеющий за ней лес стали смещаться вниз. Автобус взлетел.
Немногочисленных пассажиров этот факт, по-видимому, не смутил, и
он решил не показывать своего волнения и обратился к расстелившейся за окном
картине.
Автобус поднимался всё выше. Вскоре стали неразличимы контуры
спящих домов, и город превратился в тончайшую светящуюся паутину, выделявшуюся
среди лесов и полей бескрайней равнины.
В поразительно ясном небе ярко светились звёзды. Появившаяся
луна озарила ночной пейзаж своим мертвенно-бледным светом. Город исчез из виду,
остались лишь призрачные просторы.
Автобус стремительно покидал атмосферу спящей планеты. Воздух
выходил из многочисленных щелей, и пассажиры стали задыхаться. Печально сияла
залитая лунным светом равнина.
* * *
С резким шумом распахнулась дверь автобуса. Он проснулся и то ли
с облегчением, то ли с грустью вздохнул, поняв, что это чудесное приключение ему
просто пригрезилось.
11-12.06.2001
Колодец
Тёмный квадрат и стены. И окна, много окон, но нет дверей...
Этажи.. один.. два.. пять.. десять.. пятнадцать.. и дальше... и окна всё выше и
выше... А на самом верху - квадратный кусок голубого неба, и солнце отражается в
верхних окнах. А здесь внизу - лишь мрак, как на дне колодца, и страх, и ужас, и
окна, десятки, сотни окон, тупыми, тёмными глазницами взирающих в пустоту. Окна
- бессмысленная насмешка. Зачем они? - Всё равно за ними лишь стена, серая
бетонная стена, не пропускающая ни свет, ни звук, ни воздух... Сотни окон - и
лишь стены смотрят сквозь них. И только сверху нет бетонной крышки - одно
измерение, но единственное недоступное, издевательски оставлено
неограниченным...
28.01.2005
Часть мира, которого нет
За окошком густой туман. Видимость - метра два, не больше. Туман
заслонил все предметы и звуки, и кажется, что комната вырвана из контекста
времени и пространства. И пускай за дверью длинный гулкий коридор, пускай за
туманом город, но - здесь и сейчас другой мир, в комнате - иное пространство, и
время течёт иначе.
Что сегодня - среда или воскресенье, февраль или июль - неважно.
Здесь есть лишь сейчас и когда-нибудь. Право-лево, не всё ли равно, когда есть
только здесь и где-то. Здесь - комната, и сейчас она парит где-то в
густо-молочном тумане, и когда-нибудь она будет где-то ещё. И пространство-время
не трёх- и не четырёхмерно, оно бесконечномерно, оно способно изменяться в любом
направлении, и не существует однозначного определения для здесь и сейчас, кроме
как, что это не где-то и когда-нибудь, так же, как и где-то и когда-нибудь - это
не здесь и не сейчас. И как карандаш, падая со стола, прочерчивает свой путь в
пространстве-времени, так может он прочертить его в обратном направлении...
Туман за окном начинает рассеиваться, и вскоре силуэты домов,
появившись, вернут комнату из мира, которого нет, в привычную реальность, а,
возможно, ещё раньше это сделает кто-то другой, просто открыв дверь в коридор. И
останется лишь смутный вопрос: а какая реальность реальнее?..
28.01.2005
Поезд
Ночной мороз сжимает землю в своих ледяных объятьях,
обволакивает укрытый одеялом темноты мир, фиксируя его форму, сплавляя её с
сущностью ночи. Содрогается усталый металл рельсов, разнося далеко вокруг стук
колёс движущегося сквозь ночь поезда. Состав проезжает, но отзвук его ещё долго
остаётся в жилах металла, внезапно пробуждённого от своей ледяной дремоты
неожиданным появлением поезда.
А тем временем поезд продолжает свой путь сквозь ночь, оставляя
позади вёрсты пути, спящие леса, поля и селения, большие и маленькие, нарушая их
покой монотонным перестуком своих колёс. Этот звук достигает и центра, и окраин
городов, проникая, пусть и не сразу, в сознание немногих бодрствующих жителей,
унося их мысли к далёкому поезду, держащему свой путь в неизвестность.
Но никто в поезде уже не помнит, куда же он движется - так давно
осталась позади отправная точка, что и её забыли. Все настолько свыклись с
постоянным движением, что не смогли бы наверняка сказать, быстро или медленно
они едут. Единственное, что было определённо, так это направление - вперёд, да
ещё мороз, неотрывно сопровождавший поезд на всём пути (или, может быть, это
поезд сопровождал его). Дни и ночи сменяли друг друга и складывались в недели,
месяцы и годы, а поезд всё также неуклонно продолжал свой путь в неизвестность.